Ширина железной дороги
Есть такой миф - "когда Николаю принесли проект железной дороги, проектировщики сделали патриотичный запрос: "Не устроить ли полотно шире, чем в Европе, дабы русскому человеку ехать было не тесно?". Николай не счел это за аргумент и отписался: "На хуй шире". Но забыл поставить вопросительный знак. Проектировщики восприняли это как приказ и, то ли методом научного тыка, то ли по звездам, определили эту среднюю абстрактную величину в сантиметрах и соответственно позаботились о железной дороге."
Сраним «размеры»
Большинство европейских стран - 143,5 см
Франция - 144 см
Россия - 152 см
Испания и Португалия - 167,6 см*
* Следуя мифу, Испания с Португалией о себе лучшего мнения
История происхождения размера колеи.
- Железную дорогу в Европе, а затем и в Америке, проектировали на основе трамвайных путей. Стандартное расстояние между рельсами трамвайной дороги составляет 1435 миллиметров, или 4 фута 8,5 дюйма.
- Первые трамваи в Англии производились на том же заводе, на котором делали конки. А длина оси конки составляла 4 фута 8,5 дюйма.
- Конки делали с таким расчетом, чтобы их колеса попадали в уже имеющиеся колеи на английских дорогах (так колеса конки меньше изнашивались).
- Первые дороги в Великобритании прокладывали римляне, а точнее, их боевые колесницы. Длина оси римской колесницы составляла все те же 4 фута 8,5 дюйма.
- Ширина римских колесниц должна была быть достаточной, чтобы уместить два лошадиных крупа.
Как было на самом деле?
Применить такую ширину колеи (143,5 см) для железных дорог предложил Джордж Стефенсон, руководивший постройкой первой паровой железной дороги Ливерпуль – Манчестер.
Первая русская железная дорога, Царскосельская, имела колею 1830 мм. В начале 1840-х годов в России началась подготовка к строительству нескольких железных дорог. Большинство европейских дорог уже имели колею 1435 мм, но очень многие считали «стефенсоновскую» колею недостаточной для получения высокой скорости и должной устойчивости .
Активно выступили за увеличение ширины железнодорожной колеи полковник Крафт и подполковник Мельников, приехавшие из Америки, где они изучали железные дороги. По их настоянию из Америки пригласили инженера Уистлера. Он убедил Техническую комиссию Ведомства путей сообщения принять размер 6 футов (1520 мм).
Связь древних римлян и освоения космоса
Если взглянуть в космос, мы увидим космический челнок. По бокам основного бака с горючим прилеплены два ракетных ускорителя. Эти ускорители, работающие на твёрдом топливе (ТТУ), сделаны на заводе фирмы Тиокол, расположенном в штате Юта. Инженеры, спроектировавшие ТТУ, желали бы сделать их «пожирнее», но этому мешает необходимость перевозки их к месту запуска по железной дороге.
Железнодорожная линия, идущая от завода, проходит сквозь горный туннель и ТТУ не могут превосходить ширину туннеля. Туннель немного шире железнодорожного пути, а последний имеет ширину в два лошадиных крупа.
Таким образом, важнейшая проектная характеристика того, что считается наиболее передовой транспортной системой, была определена две тысячи лет тому назад шириной лошадиной задницы.
Еще вызывает вопрос - почему неудобно ходить по шпалам?
Есть еще такой миф пошедший в свое время скорее всего после фильма "Кортик" по повести А. Рыбакова:
Миша с Генкой идут по шпалам в направлении к застрявшему
на станции воинскому эшелону накормить голодных красноармейцев
спойманной рыбкой.
Миша Поляков негодует:
-- Почему так неравномерно расположены шпалы под рельсами?
Очень неудобно ходить -- один шаг короче, другой длиннее!
-- Это делается, чтобы никто не ходил по шпалам, -- ответил
пролетарий Генка, сын машиниста, -- и никого поездом не задавило.
Миша с недоверием смотрел на него.
С тех пор и ведется, что шпалы так кладут специально…
Оказывается:
А пешеходы вообще не при чём. Причем расстояние получается от 25 см до 50 см. Что при средней длине шага в 80-85см приводит к тому, что шаг полностью не укладывается ни на одну ни на две шпалы. Ну а то, что реально шпалы расположены чуть ближе или дальше просто объективная реальность – Россия ведь ни кто с линейкой не замеряет, кладут весьма приблизительно.
Комментарии
3 комментариевНасчёт "На хуй шире" - ошибка, не 152 см нужно считать, а 183 см, как у первой русской жд. Так что Испания с Португалией отдыхают. И ещё ошибка в тексте: " принять размер 6 футов (1520 мм)". Не 6 футов, а 5. 6 футов, опять же, у первой русской жд.
Но тогда на х*й шире - это на 40см. Это ж чей они прибор измеряли? Конский?!
бытовало мнение что царя не хотели обидеть )))